Логопедические упражнения для детей.

Правильная и красивая речь является залогом успеха в любых начинаниях, и вряд ли кто-то будет это оспаривать. Прислушайтесь, как разговаривает ваш ребенок, а теперь задумайтесь, как звучит ваша речь. Является ли она примером для подражания? Если вы заметили какие-либо отклонения от нормы, вам нужно обратиться к логопеду. Или же попробовать скорректировать неправильные звуки самостоятельно. Для успешных занятий разработано множество эффективных методик, но есть несколько правил, которые считаются универсальными и помогают быстро добиться желаемого результата:
1. Начинать занятия следует с простых звуков, и переходить к сложным постепенно («к», «г», «х», «й», «л», «р»).
2. Работать начинайте с логопедической разминки для губ и языка.
3. Занятия должны нравиться ребенку.
4. Упражнения для выполнения можно взять из любого логопедического пособия.
Упорство и терпение, плюс последовательное выполнение методических рекомендаций, и успех будет достигнут в самые кратчайшие сроки.
Логопедические упражнения для развития речи
Артикуляционная гимнастика - логопедическая разминка – логозарядка - это такие специальные упражнения, которые улучшают подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, при этом ребёнок не должен чувствовать, что его принуждают. Повторяйте упражнения при каждом удобном случае. Так же следует приступить к тренировке дыхания. Дыхательную гимнастику можно выполнять в игровом стиле. Вот несколько популярных упражнений, которые понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны:
1. «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице, предварительно разведя в баночке с водой шампунь, чтобы получился мыльный раствор.
2. «Сдуй одуванчик». (если сезон одуванчиков еще не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
3. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуть на кораблик, соревнуясь, чей кораблик дальше уплывет. Дуть не более 7 секунд, чтобы у ребенка не началось головокружение.
4. «Весёлая обезьянка». Надуй щёки и подержись за ушки. Покажи и спрячь язычок. Погримасничай перед зеркалом. Теперь сделай серьёзное лицо, а затем снова покажи обезьянку.
5. «Надувание шаров». Купите в магазине разноцветные шары и надувайте их вместе с ребёнком. Надув шары, складывайте их на стол, а потом сдувайте со стола.
6. «Как шипит змейка». Предложить ребенку показать как шипит маленькая змейка (шипит тихо). Как шипит большая змейка (средний звук) Как шипит огромная змея (очень сильный звук).

Логопедические упражнения на звук «р»
После разминки можно приступать к постановке звуков. Наиболее проблемным, как правило, является звук «р». В качестве специальной тренировки выполняйте следующие упражнения:
1. «Чьи зубки лучше блестят».
раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубкам, так чтобы это напоминало чистку зубов;
показать чистые зубки в улыбке.
Важно! На губах должна быть улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.
2. «Мы покрасим дом».
растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
делать языком движения назад - вперед, как кисточку маляра, который красит дом.
Важно! Губы не должны двигаться, следить, чтобы язычок прикасался к внешней стороне зубов.
3. «Кто дальше бросит мяч».
сделать улыбку;
высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить долго звук «ф», так чтобы получилось перегнать ватку на противоположный край стола.
Важно! Не делать щечки большими, контролировать чтобы ребенок произносил именно звук «ф».
4. «Вкусное повидло».
Немного открыть рот и сделать движение языком по губам так как будто на губах повидло и его нужно слизать. Можно реально капнуть капельку меда или повидла ребенку на губы. Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если ребенок пытается помогать языку нижней челюстью, язык не должен касаться уголков рта.
5. «Птица».
раскрыть рот, положить язычок на верхнюю губу и начинать движения широким краешком язычка по верхней губе назад и вперед;
одновременно, стараться не отрывать язык от губ - выполнять поглаживание;
выполнять упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и начать произносить бл-бл-бл как это делает голубь.
Важно! Язык должен работать хорошо, облизывая верхнюю губу, при этом он не должен вываливаться вперёд или уходить в сторону.
6. «Музыканты».
открыть рот в улыбке и побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
упражнение должно напоминать барабанную дробь, с каждым разом нужно увеличивать скорость дроби.
Важно! Удар язычка должен быть четким как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения чувствуется сильная воздушная струя, рот не закрывается. Чтобы уточнить правильность выполнения, поднесите листок бумаги ко рту: листок должен отклоняться.





Логопедические упражнения на звук «ц»
Существует несколько способов постановки звука «ц», два из них вы увидите далее:
1. Игровая форма.
поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» — т-ц-ц; На крыше спит котик т-цццц. Не буди его, а то он съест мышек т-ццц. Всё вокруг тихо т-цццц. Мышки не шумите т-цццц;
поезд при остановке говорит пассажирам т-ц-ц. Не шумите пассажиры т-цццц. Не торопитесь выйти т-ццц. Не разговаривайте так громко т-ццц.
2. От поставленных звуков.
Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук ц. Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука ц. Объясните ребёнку, что струя воздуха при произнесении ц должна быть одна. Повторяйте упражнение с ребёнком, пока он не устанет.

Логопедические упражнения на звук «л»
«Гудок поезда». Показать язычок и одновременно сказать – у-у-у-у. Поезд едет у-у-у. Громко, четко у-у-у.
«Чистый язычок». Прижимать язык между зубами так будто пытаетесь его чистить. Выполнять движения вверх и вниз. Упражнение похоже на маляра, который красит дом.
«Поиграем с лошадкой» (звук от копыт лошадки). Веселая лошадка бегает, а копытца поют цок-цок-цок-цок. (Побегать с ребёнком изображая лошадку.)
«Язычок поет». Немного прикусив язычок, поем лёк-лёк-лёк. Помолчать и снова лёк-лёк-лёк. Сделать два-три раза.
Упражнения на четкость произношения
Произнесите ясно и чётко слова: трава, дрова, кровать, река, рак, огонь, лук, стук, гроздь, гвоздь, орёл, козёл, пришёл, ушёл, зашёл, каратист, пианист, фашист, интурист, бровь, морковь, метель, карусель, вода, игра, дошла, подошва, полк, кружка, подружка, тарелка, белка, кровать, стоять, писать, летать, скакать, птица.
Прочитав слова, вы сможете выявить, какие звуки являются проблемными, и над чем нужно работать.


Логопедические упражнения для детей и взрослых тренируют артикуляционный аппарат, повышают четкость произношения звуков и формируют правильную речь. Не забывайте выполнять дыхательные упражнения, что также важно при постановке звуков.



Источник: http://zonakrasoty.ru/page/logopedicheskie-uprazhnenija-dlja-detej-i-vzroslyh

1 комментарий :